Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 3(67)
Борьба только начинается

    Несмотря на жесткие заявления ряда депутатов и жесткую позицию советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова Государственная Дума приняла 14 февраля законопроект о реформирование энергетической отрасли России. Это событие, без сомнения, знаковое, которое отражает политическую волю президента не останавливать реформы даже в предвыборный год. В то же время, следует отметить, что, как и в реформу ЖКХ, в реформу энергетики накануне принятия закона был внесен ряд существенных изменений, снижающих радикальность преобразований в отрасли.
    Первым важным изменением является тот факт, что если в первоначальных версиях закона о реформе предусматривалось, что переходный период, во время которого будет произведена основная часть реструктуризации сектора, закончится в 2005 году. В документе же, принятом 14 февраля речь идет о том, что этот переходный период закончится не ранее 2005 года, но точный срок окончания не указан. Отсутствие жестких рамок по окончанию этого этапа реформирования фактически означает, что реформа может серьезно растянуться во времени. Во всяком случае, заявление Касьянова о желание правительства нести всю полноты ответственности за реформу в свете такой поправки в закон выглядит популистским шагом.
    Во-вторых, значительные полномочия по определению дальнейшего хода реформы оставлены федеральному правительству. Это касается не только сроков, но и самого процесса реструктуризации – ход реформы будет определяться постановлениями правительства.
    Наконец, реформа в основном сконцентрирована на реструктуризации энергетической системы и ее разделение на генерацию (то есть производящие мощности), трансмиссию (то есть передачу электричества) и дистрибуцию (то есть сбыт). При этом сами основы регулирования сектора, которые являются препятствием для роста его эффективности, пока менять не торопятся. Например, на данный момент повышение себестоимости электроэнергии более, чем на определенный процент является достаточным основанием для лоббирования повышения отпускных тарифов на продукцию сектора. В таких условиях снижение себестоимости в результате программы сокращения издержек может дать губернаторам повод пересмотреть тарифы на понижение и, таким образом, фактически изъять у энергетиков дополнительную прибыль. Пока не изменятся принципы образования тарифов, ситуация в секторе кардинальным образом измениться не может.
    Значительные полномочия, оставленные законом о реформе на усмотрение правительства, является весьма знаковым. Собственно, цель федеральной власти в реформе энергетике заключается в возможности снизить независимость муниципальных и региональных властей. С момента, когда в стране появится рынок электроэнергии, поставщики смогут более жестко бороться с неплательщиками, которыми зачастую являются муниципальные образования или бюджетные организации. Как показывают последние события в российских регионах, отвечать за отсутствие света и тепла в домах приходится именно мэрам и губернаторам. А чем слабее региональные власти, тем сильнее власть федерального центра. Показательно, кстати, что уже после принятия законопроекта об энергетике в третьем чтение Совет Федераций перенес рассмотрение закона на начало марта, затягивая его принятие.
    Реформа энергетики может серьезно повлиять на состояние крупнейших российских компаний, поэтому она по-прежнему представляет собой предмет торга между заинтересованными группами. Получение контроля над энергоресурсами является залогом процветания как для секторов, поставляющих сырье для энергетики, так и для секторов, потребляющих электроэнергию. К числу наиболее активных представителей первой группы безусловно относятся угольщики, так как этот ресурс по-прежнему является важным сырьем для многих ГРЭС. В их интересах будет лоббировать в дальнейшем существенных рост тарифов, что позволит им выгодно сбыть свою продукцию. Двое представителей угольщиков, а точнее холдинга МДМ, уже включены в списки кандидатов в Совет директоров РАО ЕЭС. Вторую группу – потребителей электроэнергии – представляют алюминщики, в интересах которых, напротив, будет настаивать на ограничение роста тарифов на электроэнергию. По слухам, представители Базового элемента (холдинг, контролируемый Олегом Дерипаской) также имеют намерение войти в совет директоров РАО.
    Итак, на данный момент представляется, что судьба реформы будет определяться двумя события. Во-первых тем, подпишет ли Владимир Путин законопроект, дав таким образом старт в борьбе за энергетические активы. Во-вторых, каким будет состав Совета Директоров компании после его избрания весной 2003 года и каким образом будут взаимодействовать в нем представители менеджмента, потребителей и поставщиков электроэнергии. С одной стороны, реструктуризация крупной монополии с объемами доходов в 16 млрд долларов в год оставляет существенные возможности для появления новых олигархов. С другой стороны, без реструктуризации этой компании нет возможности повысить эффективность жилищно-коммунального сектора и стимулировать реформы в других отраслях. Нелегкий выбор предстоит Владимиру Путину.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Россия может вступить в ВТО уже осенью 2003 года ¦  Форум ЕврАзЭС: основные цели, задачи и итоги ¦  Стабилизационный Фонд создадут в 2004 году ¦  Сбербанк наращивает филиалы ¦  На рубле можно заработать ¦  Борьба с налогами ¦  Финансисты верят в лучшее
Rambler's Top100    Rambler's Top100