Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 3(67)
Борьба с налогами

    Времена, когда эксперты МВФ определяли экономическую политику российского правительства давно миновали. Тем не менее, визит представителей Фонда в Москву в феврале способствовал оживлению дискуссии вокруг налоговой политики.
    Основным тезисом представителей МВФ, как и в прошлые годы, стала необходимость повышать налогообложение нефтяного сектора. Изъятие рентных доходов, которые образуются благодаря высоким ценам на нефть, всегда пользовалась в международных организациях успехом. Такая политика не только помогает бюджету собирать достаточный уровень налоговых доходов, но и позволяет изменить структуру экономики, сокращая нагрузку на ненефтяные сектора. Именно для снижения зависимости экономики от нефтяных компаний МВФ еще с 1997 года рекомендовал российскому кабинету министров усиливать налогообложения экспортеров.
    Интересно отметить, что за последние годы зависимость от нефтяников в России только увеличилась. Например, если в 1997 году доля экспорта нефти и газа в общих объемах экспорта составляла 41%, то в 2002 эта цифра выросла до 52%. Что касается платежей сектора в бюджет, то нефтяные компании и Газпром по-прежнему дают около 30% всех поступлений консолидированного бюджета России. При этом доля поступлений от нефтегазового сектора в федеральный бюджет выросла с 40% до 54%. Напомним, что снижение мировых цен на нефть на 1 доллар за баррель в годовом выражение означает потери экспортных доходов в 2 млрд долларов, и потери бюджета в 1 млрд долларов.
    В ближайшее время значимость нефтяного сектора для экономики может еще больше возрасти. В настоящий момент советы международных экспертов соответствуют планам российского правительства, которое и само уже задумывается над тем, как бы усилить налогообложение нефтяников. О таких настроениях бесспорно свидетельствует недавнее заявление заместителя Германа Грефа о возможном увеличение налога на пользование природными ресурсами на 30-40%. И по всей видимости реализация такой схемы налоговой политики будет означать, что правительство считает ресурс роста в экономике исчерпанным и единственной возможностью избежать стагнации может стать поддержание роста в несырьевых секторах и в малом бизнесе.
    Действительно, темпы роста предприятий, ориентированных на внутренний спрос постепенно снижают – в январе выпуск в машиностроение упал на 20% по сравнению с декабрем, а в пищевой промышленности на 15%. Напомним, что в декабре крупнейшие произодители автомобилей – Автоваз и Камаз – приостановили выпуск своей продукции чтобы снизить остатки продукции, накопившиеся на складах. Это событие стало тревожным сигналом, свидетельствующем о росте конкуренции с импортной продукцией. Снижение налогообложения несырьевых отраслей дало бы правительсту возможность достичь желаемой цели.
    Итак, поддержание экономического роста делает необходимым увеличение налоговой нагрузки на нефтяников и газовиков – если такая стратегия будет реализована, то в скором времени эти два сектора будут давать не 30% консолидированного бюджета, а все 40%. Однако, в России экономические решения всегда были нечто большим, чем просто меры экономической политики – они всегда являлись отражением политической ситуации и плодом политического торга. 2003 год не станет исключением – изменения в налоговой политики станут лакмусовой бумажкой для проверки нефтяного сектора на прочность и единство.
    В ответ на публичные призывы экспертов МВФ повысить налоги глава нефтяной компании Юкос Михаил Ходорковский опубликовал заявление, в котором указал на растущее налоговое бремя на сектор. По оценкам экспертов, введение налога на пользование природными ресурсами с 2002 года увеличило налоговое бремя с 24% выручки нефтяных компаний в 1999 году до 35%. Иными словами, хотя зависимость бюджета от нефтяного сектора не снизилась, но уровень налогового изъятие из нефтяных компаний увеличился. Однако, это в среднем.
    Интересно отметить, что если в 1999 году крупнейшими плательщиками в бюджет были Лукойл, Сургутнефтегаз и Юкос, то в 2002 после Лукойла и Юкоса больше всего налогов в бюджет платит ТНК. Если в 1999 Газпром платил в бюджет сумму, эквивалентную половине платежей всего нефтяного сектора, то в 2002 он платил всего 30% от платежей нефтяного сектора. Иными словами, главные игроки меняются. Если два года назад глава Лукойла Алекперов активно боролся против повышения налогообложения нефтяников, то теперь вполне объяснимой стала активность Юкоса, значительно увеличившего платежи в бюджет. Если ранее глава Газпрома Рэм Вяхерев поддерживал нефтяников, то нынешнее руководство Газпрома, видимо, останется в стороне от борьбы с налогами. Насколько успешной будет борьба нефтяников, остается гадать – очевидно только, что идея поддерживать рост экономики в несырьевых отраслях найдет полное понимание у Владимира Путина. Однако, следует помнить, что накануне выборов финансовая поддержка крупного бизнеса не помешает, поэтому весьма вероятно, что увеличение налогов в нефтяном секторе следует ждать только с 2004 года.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Россия может вступить в ВТО уже осенью 2003 года ¦  Борьба только начинается ¦  Форум ЕврАзЭС: основные цели, задачи и итоги ¦  Стабилизационный Фонд создадут в 2004 году ¦  Сбербанк наращивает филиалы ¦  На рубле можно заработать ¦  Финансисты верят в лучшее
Rambler's Top100    Rambler's Top100