Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 5(69)
Инфляция

    За последние годы инфляция оказывалась чуть ли не единственным экономическим параметром, прогноз по которому правительству не удавалось выполнить. Парадоксально, но факт: все уже даже привыкли к тому, что чем чаще представители правительства повторяют свой прогноз, тем меньше шансов, что он будет достигнут. Уже третий год события разворачиваются по одному сценарию так, что это уже похоже на фарс - в начале года правительство утверждает, что рост цен соответствует запланированному правительством, хотя в первом квартале уже реализуется около 40% годового роста цен; за первую половину года темпы роста цен оказывают слишком высокими, но правительство объясняет это непредвиденными обстоятельствами и обещает дефляцию в летние месяцы; в августе становится понятно, что замедление темпов инфляции или дефляция летом было менее существенным, чем ожидалось, но правительство еще верит в свои прогнозы; в октябре об инфляции уже говорят только отдельные люди, в ноябре об инфляции не говорит никто, а в декабре в правительстве формулируют новые цели на следующий год, которые уж обязательно будутреализованы. По большому счету, прогнозировать инфляцию в Росиии дело не сложное - надо только прибавить к правительственному прогнозу пару процентных пунктов (если правительство уж очень настаивает на своем прогнозе, тогда лучше прибавлять три-четыре п.п.) - и готово.
    Если серьезно, то такое “заговаривание” экономики вполне соответствует экономической теории, которое отводит правительству в целом и денежным властям в чатсности особую роль в формирование экономических ожиданий. Существует даже специальные математические модели, которые используются для того, чтобы построить функцию доверия экономики и определить ту погрешность прогноза, которую рынок может “простить”, не потеряв доверия. Однако, главным фактором для успеха такой политики является способность правительства показать свою силу, то есть достичь заданных им же самим ориентиров. В некотором смысле, это экономическая вариация на тему “ сначала ты работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя”. Если правительство три года обещает определенный темп инфляции, и выполняет обещания, то уж на четвертый год никому в голову не придет подозревать его в обмане.
    Из вышесказанного следует два вывода. Либо правительству надо сменить тактику - можно сразу говорить о том, что прогноз инфляции ошибочен, и таким образом завоевать доверие рынка и экономики. Тогда, правда встанет вопрос о том, почему бы не записать правильный прогноз инфляции в бюджет и не оказаться от внеплановых доходов и, соответственно, от перевыполнения бюджета на ежегодной основе. Либо инфляции вообще не следует уделять так много внимания - ведь и курс доллара не всегда получается угадать, но об этом не сообщают каждую неделю на бриффингах.
    Учитывая особенности российской экономики второе решение может быть гораздо более разумным, нежели первое. Начнем с того, что формирование ожиданий играет важную роль в экономиках с инфляцией спроса и с развитым банковским сектором. Это означает, что рост цен в такой экономике происходит от того, что спрос превышает предложение и его избыток трансформируется в рост цен. В этом случае, обещая низкую инфляцию, правительство фактически дает гарантии, что эти же товары можно будет купить в будущем дешевле, что приводит к снижению текущего спроса. В этом случае, заявления правительства создают определенные ожидания, и, снижая спрос, позволяют добиться желаемого уровня роста цен.
    В России же значительная часть инфляции приходится на рост тарифов. Хотя формально в индексе потребительских цен их вес составляет около 20%, но поскольку эта составляющая растет быстрее остальных цен в экономике, то и вклад тарифов в конечную цифру по инфляции оказывается более значительным, чем по другим параметрам. Например, тарифы ЖКХ увеличились в 2001 году на 46%, и хотя вес этого параметра в индексе всего 15%, но это означает, что из 18% инфляции 6% пунктов пришлосьна ЖКХ. Тарифы на газ и на электроэнергию влияют на рост цен через стоимость конечной продукции. Кроме того, в январе рост цен традиционно обуславливается ростом акцизов на различные товары, и происходит это из года в год. В этой ситуации с уверенностью можно сказать , что какую бы инфляцию не обещало правительство, никаких ожиданий эти заявления не формируют а потому повлиять на будущие темпы инфляции не могут.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
МВФ рекомендует... ¦  А.Илларионов: в 2004 г. Россию ждет тяжелый бюджетный кризис ¦  Российский экономический форум выступает в защиту нефтяников ¦  Минэкономразвития повысило прогноз экономического роста несмотря на мрачные прогнозы МВФ
Rambler's Top100    Rambler's Top100