Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 6(70)
Вопрос о вступлении России в FATF
будет рассмотрен в июне 2003 года


    Миссия Международной организации по борьбе с легализацией преступных доходов при ОЭСР (FATF) посетит Россию в последней декаде апреля 2003 года. Об этом заявил 14 апреля 2003 г. на семинаре в связи с открытием нового проекта Еврокомиссии, направленного на борьбу с отмыванием денег в РФ, первый заместитель министра финансов РФ и глава Комитета по финансовому мониторингу России (КФМ) Виктор Зубков.
    Напомним читателю, что Россия была исключена из “черного списка” стран, не борющихся с отмыванием преступных доходов, на заседании FATF в Париже 9-10 октября 2002 года. Одновременно России был присвоен статус наблюдателя в этой организации, что позволило ей принять участие в деятельности FATF, а также в работе европейской группы FATF по оценке законодательства других стран в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированию терроризма.
    Инспекторы FATF оценят прогресс России в борьбе с отмыванием преступных доходов и её полноправное членство в союзе стран - борцов с “грязными” деньгами. При этом Зубков отметил, что проверка будет проведена в соответствии с новой методологией, утвержденной между FATF, МВФ и Всемирным банком. В этот период с 21 по 30 апреля инспекторы будут знакомиться с работой российских властей на ниве борьбы с преступными капиталами. Их выводы станут основанием для принятия или непринятия нашей страны в полноправные члены FATF на июньской сессии организации, которая состоится 16-18 июня 2003г. в Берлине.
    Свои выводы эксперты миссии должны будут сделать, ознакомившись с работой межрегионального управления КФМ России по Сибирскому федеральному округу в Новосибирске. Отметим, что по потоку предоставляемой информации в КФМ Сибирский федеральный округ занимает 5-е место среди семи округов, при этом наибольшую активность проявляют Новосибирская, Омская, Кемеровская области и Красноярский край.
    По словам Зубкова, в 2002 году в комитет поступило 350 тыс. сообщений о подозрительных сделках, из них около 10% требуют самой тщательной проверки правоохранительными органами. Поэтому задача КФМ – создать систему, в которой было бы невозможно отмывание «грязных» денег. Информацию от кредитных организаций о подозрительных клиентах и операциях Комитет получает каждый день, и ее поток постоянно растет. Затем, вся эта информация передается в правоохранительные органы и проверяется. Для повышения эффективности работы Зубков предлагает создать в МВД и прокуратуре специальные подразделения по расследованию дел, связанных с легализацией преступных доходов.
    Результатом работы своего ведомства Зубков называет сокращение оборота “грязных” денег в стране. Год назад их объем оценивался в 40-50% от общего количества, сейчас этот процент значительно меньше. Кроме того, из 1322 российских банков КФМ выделил несколько “банков-прачечных”, которые были пойманы за отмыванием доходов, полученных преступным путем. Их деятельность находится под особым контролем Комитета.Отдельное направление деятельности КФМ - составление списка компаний и лиц, в отношении которых есть подозрения о причастности к финансированию террористической деятельности. Так, например, в соответствии со статьей 6 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” правительство РФ постановило КФМ по согласованию с МИД, МВД, ФСБ и СВР РФ определить перечень государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в данной сфере на основе перечней, составленных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также иными международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в работе которых непосредственно принимает участие Российская Федерация. Причём, при формировании перечня, который будет опубликован, КФМ будет исходить из интересов национальной безопасности РФ и принятых международных обязательств.
    Преимущества и недостатки России в FATF. Безусловно, вступление России в ФАТФ, равно как и получение рыночного статуса, принесет нашей стране в основном политические дивиденды. В то же время, Россия, вступив в FATF,будет иметь ряд некоторых преимуществ. Во – первых, членство в FATF позволит России более активно работать над вступлением в ВТО и совершенно на другом уровне взаимодействовать с зарубежными банками, а также явится следующим наиболее значимым шагом на пути интеграции России в мировое сообщество.
    Во - вторых, контроль над крупными расходами российских граждан со следующего года станет меньше. 10 апреля правительство РФ одобрило и решило внести в Госдуму законопроект “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса”, предусматривающий полную отмену налогового контроля за крупными расходами физлиц. В соответствии с действующими нормами, к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты: недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений; механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу; акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности и золото в слитках.
    Кабинет министров считает, что в настоящее время механизм государственного налогового контроля за расходами физлиц фактически не работает, что обусловлено рядом причин (например, использование инвентаризационной стоимости имущества при регистрации сделок купли-продажи недвижимости). Отмена же контроля за расходами должна оказать стимулирующее воздействие на жилищное строительство и ипотечное кредитование в России. В то же время отмена контроля над расходами граждан не лишает налоговые органы возможности получать информацию о совершении сделок с недвижимостью и транспортными средствами - в соответствии с НК налоговики получают ее от органов, осуществляющих учет и регистрацию недвижимости и транспортных средств. В 2002 году был принят закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, в рамках которого предусмотрен механизм обязательного контроля за операциями с денежными средствами и имуществом как юридических, так и физических лиц. В условиях действия данного закона отмена налогового контроля не снижает эффективность госконтроля за расходами физлиц, но устраняет ненужное дублирование функций госорганов, считают в правительстве.
    В – третьих, полноправное членство в FATF даст возможность России самой применять санкции против подозрительных стран, хотя, случаев воспользоваться этим правом представится немного. Кстати, в “черном списке” находятся государства, чьи экономические связи с нашей страной вряд ли можно назвать тесными (острова Кука, Гватемала, Индонезия, Нигерия, Сент-Винсент). Единственная достойная внимания “жертва” - Украина. Хотя, Россия первой встала на защиту соседа по СНГ, когда FATF в декабре рекомендовала своим членам ограничить финансовое сотрудничество с Украиной.
    В - четвёртых, ощутимым следствием станет облегчение работы российских банков за рубежом. Помимо всего прочего статус члена FATF “немного уменьшит” опасения иностранных инвесторов, возрастет инвестиционная привлекательность страны. Однако, существенный приток капитала смогут обеспечить только меры внутренней политики и самоусовершенствование «имиджа» России как в глазах иностранных инвесторов, так и на международной арене в целом.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Производство в России неожиданно выросло ¦  Взаимоотношения России и Евросоюза ¦  Итоги первого квартала: правительство обеспокоено курсом рубля ¦  Финансовые рынки ¦  Новый таможенный кодекс ¦  Пенсионная реформа отстает от графика ¦  Кудрин: бюджет-2004 будет “самым жестким за последние годы” ¦  Нефтяникам не повышают налоги
Rambler's Top100    Rambler's Top100