Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 6(70)
Нефтяникам не повышают налоги
Шаталов рассказал, в чем заключаются предложения правительства


    25 апреля Американская торговая палата организовала встречу с заместителем министра финансов Сергеем Шаталовым, на которой обсуждались последние предложения правительства в области налогообложения. Подготовительный период к очередному этапу налоговой реформы, продолжавшийся 7 месяцев, завершился 24 апреля утверждением снижения налогов в 2004-2005 гг.
    Шаталов сообщил, что бюджет на 2004 г. сверстан с учетом отмены налога с продаж и снижения НДС с 20% до 18%. В результате этих двух новшеств в 2004 г. казна недосчитается поступлений в размере 1,8% ВВП. Совершенствовать процесс возвращения НДС экспортерам, также являющегося предметом оживленной дискуссии, предполагается в основном административными мерами.
    Начиная с 2005 г. снижение налога с ФОТ обойдется бюджету в $7,2 млрд
    Более резкие изменения произойдут лишь в 2005 г., когда предполагается снизить налог, уплачиваемый с фонда заработной платы. Считается, что положительный эффект для бюджета может возникнуть только в результате резкого снижения ставки этого налога – с нынешних 35,6% до 26%. Несмотря на это, кабинет крайне сдержанно оценивает выигрыш от такого снижения: при прямом снижении доходов ориентировочно на $7,2 млрд (224 млрд руб) рост доходов за счет легализации зарплат планируется в размере лишь $0,9 млрд (30 млрд руб).
    До 20 июня Дума должна утвердить поправки к Налоговому кодексу…
    Утверждение правительством плана налоговой реформы – лишь первый, но не последний шаг в подготовке к их практической реализации. Одна из проблем, отмеченных Шаталовым, состоит в том, что у Думы остается очень мало времени на рассмотрение предложений правительства. Весенняя сессия завершается 20 июня, т.е. времени на внесение поправок в Налоговый кодекс почти не остается. Напомним, что рководитель бюджетного комитета Дума Александр Жуков уже не раз резко выссказывался против идеи правительства отложить снижение ЕСН до 2005 года, поэтому обсуждение налогового пакета в Думе может затянуться и до осени.
    …а правительству придется как-то компенсировать регионам сокращение доходов
    Вторая проблема заключается в том, что с отменой налога с продаж несогласна часть Думы и Совета Федераций. Вся сумма налога с продаж поступала в региональные бюджеты, и теперь федеральным органам придется идти на компромисс и чем-то компенсировать регионам сокращение доходной части их бюджетов.
    Минфин не собирается повышать налоговую нагрузку на нефтяные компании
    Самое интересное заключается в том, что кабинет или, по крайней мере, Минфин, по-видимому, не намерены резко увеличивать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. Шаталов отметил, что по мнению правительства налоговая нагрузка на «нефтянку» и так уже достигла требуемого уровня и менять ее не следует. Это может означать, что сделанные недавно Минэкономразвития предложения о 30%-ном повышении ставки единого налога на добычу чрезмерны и малореалистичны, особенно на фоне идущих разговоров об ослаблении политического влиянии Германа Грефа. Тем не менее единый налог на добычу полезных ископаемых все же немного повысят, чтобы изъять у нефтяных компаний возможность выиграть от общего снижения налоговой нагрузки. По оценкам Минфина, в 2004 г. в результате изменения налогового законодательства налоговая нагрузка на нефтяные компании снизится на $350 млн (11 млрд). Т.о., единый налог на добычу будет повышен в той степени, в которой это необходимо для изъятия у нефтяных компаний аналогичной суммы. Нефтяные компании находятся в выгодном положении, особенно если сбудется прогноз по цене нефти ($22/баррель), положенный в основу бюджета 2004 г.
    Резкое повышение налогов на нефтяные компании рассматривалось в качестве механизма компенсации снижения налоговой нагрузки для бюджета и обеспечения динамичной диверсификации экономики. Вместе с тем, нефтяная промышленность остается внушительной политической силой, и поэтому заявление Шаталова о справедливой наолговой нагрузки на нефтяной сектор следует интерпретировать как победу нефтяного лобби над сторонниками диферсифицированного роста. Эта победа кажется тем более убедительной, что заложенная цена сорта Urals ($22/баррель) в бюджете будущего года очень оптимистична, и если даже при этой цене правительство жалеет нефтяников, то тогда шансов на изъятие рентных доходов действительно мало. В то же время, одним из возможных объяснений такой мягкости может быть необходимость профинансировать расходы на выборы 2003-2004 годов. С исчезновениям этих политических причин, вопрос о повышение налогов на нефтяную отрасль может опять возникнуть в середине 2004 года.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Производство в России неожиданно выросло ¦  Взаимоотношения России и Евросоюза ¦  Итоги первого квартала: правительство обеспокоено курсом рубля ¦  Финансовые рынки ¦  Новый таможенный кодекс ¦  Пенсионная реформа отстает от графика ¦  Кудрин: бюджет-2004 будет “самым жестким за последние годы” ¦  Вопрос о вступлении России в FATF будет рассмотрен в июне 2003 года
Rambler's Top100    Rambler's Top100