Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 9(89)
ТЕРРОР

    Российская иллюзия о том, что международный терроризм – это нечто далекое, направленное только против американцев или израильтян, успешно рассеивается последние несколько лет.
    Последним гвоздем в крышку этой некогда популярной идеи, стали взрывы двух российских самолетов, осуществленные, предположительно, чеченскими террористками-самоубийцами в ночь на 24 августа. Самолет Ту-134 авиакомпании “Волга-авиаэкспресс”, выполнявший рейс Москва-Волгоград, потерпел катастрофу в Тульской области близ поселка Бучалки. На его борту находились 35 пассажиров и 9 членов экипажа. Через 3 минуты самолет Ту-154 авиакомпании “Сибирь”, следовавший по маршруту Москва-Сочи, разбился близ населенного пункта Глубокий Каменск-Шахтинского района Ростовской области. На борту этого самолета находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа.
    Практически сразу же после того, как было сообщено о внезапном и практически одновременном исчезновении с экранов радаров двух самолетов, находившихся на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга, основной версией случившегося стал терроризм. Первоначально, однако, власти выдвигали и другие версии – вероятно для того, чтобы не смазывать благостную картину умиротворения Чечни. Впрочем, у самих властей с самого начала не было никаких сомнений в причинах катастрофы. Владимир Путин, срочно вернувшийся в Москву из Сочи, приказал усилить охрану аэропортов и объявил всероссийский траур по погибшим.
    Но уже через несколько дней стало ясно, что гибель самолетов произошла в результате теракта.
    Во-первых, ответственность за произошедшее взяла на себя террористическая группировка “Бригады Исламбули Аль-Каиды”, одно из подразделений зловещего интернационала под началом Усамы бен Ладена. В заявлении группировки говорилось, что взрывы были ответом на “избиение мусульман, которое ведется Россией”, и обещали, что за ним последуют другие подобные операции. Но даже если эти заявления и были простым бахвальством, отрицать то, что самолеты все же были уничтожены в результате теракта становилось невозможным. Это стало окончательно ясно после официального заявления ФСБ об обнаружении при исследовании обломков разбившихся самолетов следов гексогена – того самого взрывчатого вещества, с помощью которого были взорваны дома в Москве и Волгодонске осенью 1999. Кроме того, выяснилось, что среди пассажиров каждого самолета было по одной женщине-чеченке (а именно эта категория чаще всего используется сепаратистами в качестве живых бомб) которых никто не встречал. Билеты для этих женщин были куплены в хвостовую части самолетов,как раз туда, где произошли взрывы. В печать также просочились сведения о том, что оба экипажа успели нажать т.н. тревожные кнопки, а пилоты одного из самолетов успели передать информацию о нападении на самолет. Более никакой информации о том, что произошло в самолетах, не оказалось, поскольку, ввиду мгновенного разрушения самолетов в результате взрывов, прекратилось поступление информации в бортовые самописцы (т.н. черные ящики), которые обычно и являются основными источниками информации о последних минутах потерпевшего катострофу самолета.
    Первые результаты расследования, просочившиеся в прессу, вызвали нешуточный скандал. Оказалось, что несмотря на идущую во всем мире уже три года войну с терроризмом и продолжающуюся шестой год войну в Чечне, система безопасности в российских аэропортах имеет немало прорех, вызванных обыкновенным разгильдяйством. Так, оказалось, что при продаже билета как минимум одной из предполоагаемых террористок, ей не потребовалось предъявлять паспорта, поскольку на внутрироссийские рейсы билеты продавались без паспорта. Установленная в здании аэропорта аппаратура просто-напросто не фиксировала наличие взрывчатки в «нетрадиционных формах». Кроме того, «оказалось», что широкое распространение имеет практика передачи через служащих аэропорта за соответствующую пакетов для доставки «брату, сестре, племяннику» в пункт назначения самолета. В свете выявленных фактов непонятным оказалось не то, как взрывчатка попала на борт самолетов, а то, почему подобная беда не случилась раньше. Кроме того, у общества накопилась масса вопросов к спецслужбам. Например, почему, ФСБ получившая в последние годы значительное финансирование и необъятные полномочия, так и не смогла предотвратить теракты? Конечно, ловить ученых и обвинять их в шпионаже куда безопаснее, чем гоняться за реальными террористами, но все же безопасность страны больше зависит от реальных действий, а не от предъявления обществу выдуманных шпионов.
    Пока что Министерство транспорта России заявило о намерении разработать ряд законопроектов в области транспортной безопасности. Речь, в частности, идет об изменениях в Воздушном кодексе (раздел “Авиационная безопасность”), в законе о милиции; кроме того, до конца года должен быть разработан законопроект о транспортной безопасности. Возможно, что в федеральном бюджете на 2005г. по статье “Антитеррористическая деятельность” часть средств будет выделена специально на транспортную безопасность. Принято решение о включении милиционеров в состав службы безопасности аэропортов. И наконец-то будет покончено с практикой, когда билет на самолет можно было приобрести чуть ли не по водительским правам. Кроме того, как сообщил 29 августа замглавы МВД Александр Чекалин, рассматривается вопрос и создании спецподразделений для сопровождения авиарейсов наиболее опасных направлений сотрудниками милиции.
    Впрочем, далеко не все уверены, что эти меры предотвратят дальнейшие теракты. Многие эксперты указывают на высокую степень коррумпированности сотрудников МВД, которые просто будут брать дополнительную мзду за пропуск грузов без досмотра. Дополнительные же проверки в большей степенью вероятности станут не способом разоблачения террористов, а причиной дополнительных поборов с пассажиров у которых, по мнению стражей порядка, что-то не в порядке в паспорте – не там стоит печать или «неправильное» место прописки. Кроме того, вряд ли удастся быстро распространить строгие меры безопасности на массу местных аэропортов. Так что еще очень долго российская авиация, в руководстве которой продолжается очередная внутриведомственная перетряска, будет легкой и доступной мишенью для террористов.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ПОЛИТИКА"
ТЕРРОРИСТЫ ПРЕВРАТИЛИ РОССИЮ В АД ¦  Консул Италии доволен работой с российскими операторами ¦  Вопросы взаимодействия между флотами России и Италии будут отработаны в ходе учений в Ионическом море
Rambler's Top100    Rambler's Top100