Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 4(49)
Политика - 2002

    В 2002 Россия вступает в новую политическую эпоху, которая уже начинает сказываться на поведении всей ведущих российских политиков.
    В 2003 году состоятся парламентские выборы, борьба на которых по всей видмости будет довольно жесткой. По всей видимости на места в Думе будет претендовать предприниматели или представители крупных бизнес-групп (1) с одной стороны и преданные Владимиру Путину и формирующие фракции Единство и Народный Депутат центристы (2) с другой. Стремясь завоевать дополнительные политические очки, представители Думы будут занимать более жесткую позицию по отношению к правительству. Кроме того, выборы в Думу покажут, может ли на президентских выборах 2004 года возникнуть сколь-нибудь реальная альтернатива Владимиру Путину, что соответственно заставит и президента заботиться о своем политическом ресурсе.
    Отслеживая политические события последних месяцев сейчас уже можно с уверенностью говорить о том, что российская политика приобретает новые контуры, которые можно назвать политическим пиаром. В первую очередь это проявляется в действиях членов правительства, и это неудивительно. Замедление темпов роста экономики уже в течение этого года может сказаться на политическом рейтинге президента, что, учитывая приближение выборов, может привести к поиску виноватых. Именно поэтому все заявления представителей правительства по экономическим вопросам в последние месяцы можно считать отражением единственного желания подстраховаться и оповестить общественность о своих заслугах.
    Такой вывод напрашивает сам собой. Например, выссказывание Германа Грефа по поводу невозможности повышать тарифы на ЖКХ до 100% по социальным причинам следует интерпретировать как нежелание министра Экономического Развития и Торговли нести ответственность за инфляцию. Незадолго до этого один из заместителей Грефа фактически обвинил Госкомстат в том, что высокая инфляция в января была результатом неверных расчетов статистического ведомства. При этом, о необходимости повышения тарифов с целью исправления дисбалансов в экономике говориться все реже - ведь теперь, когда понятно, что за исправление неэффективности придется заплатить более низким экономическим ростом, эти заявления политически невыгодны.
    Если Минэкономразвития занимается тем, что всячески открещивается от ответственности и указывает на других виноватых, то Министерство Финансов напротив ставит всех в известность о своих заслугах. Так, снижение долговых платежей 2003 года на 2,5 млрд преподносится как сенсация, хотя при этом почему-то умалчивается о том, что на самом деле долг был снижен на 5 млрд долларов. Причина заключается в том, что руководство Минфина видимо решило оставить часть заслуг на вторую половину года, если вдруг прошлые достижения забудуться.
    Виктор Геращенко также не остается в стороне: падение золотовалютных резервов в ноябре-декабре 2001 года и их слабый рост в начале этого года по мнению руководства ЦБ свидетельствует о последствиях либерализации экспортно-импортных ограничений в 2001. Вот если бы послушали представителей ЦБ и оставили бы обязательную продажу экспортной выручки в размере 75%, то падения резервов могло бы и не произойти. При этом об истинных причинах снижения их на 3 млрд долларов в ноябре-декабре, которыми были платежи МВФ и размещения валютных депозитов в двух государственных банках, никто не упоминает. Возможно, такая политическая компания позволит Геращенко удержать пост руководителя ЦБ еще на четыре года.
    Итак, приближение выборов в очередной раз заставляет руководителей откладывать решение экономических проблем и зарабатывать себе политические очки. Если еще год назад казалось, что с приходом в Кремль Владимира Путина все определено как минимум на восемь лет вперед и это позволит правительству реализовать очередной, видимо последний этап политически невыгодных структурных реформ, теперь выясняется, что это совсем не так. По всей видимости, президент не готов терять свой электорат, поддерживая социально конфликтную реформу ЖКХ и правительство, которое не может справиться с замедлением темпов роста. А если президент не готов поддерживать реформы, то что же тогда говорить о правительстве, которому 8 лет у власти совсем не гарантированы?

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ЭКОНОМИКА"
Правительство снизило долговые платежи ¦  Экономика должна расти ¦  Рост тарифов или неплатежи - дилемма губернаторов
Rambler's Top100    Rambler's Top100