Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 3(94)
Загадки Капеллы Медичи

    Микельанджело воспитывался в доме Лоренцо Медичи Великолепного и боготворил его. Знал он и великую, никогда не прошедшую тоску Лоренцо по своему брату Джулиано, зарезанному в церкви во время осуществления совместного заговора флорентийской семьи Пацци и римского папы Сикста IV.
    С того дня веселый характер Лоренцо и открытый демократический стиль флорентийского правления изменились. Лоренцо Великолепный и его брат Джулиано были героями Микельанджело, чего нельзя было сказать о последующих Медичи. По моему убеждению, мыслью и руками великого Микельан­джело в скультурных надгробиях увековечена память великого Ло­ренцо Медичи Великолепного и его родного брата Джулиано. Ми­кельанджело намерено отказался от портретного сходства, так как работал над увековечиванием памяти Лоренцо Великолепного и его брата, а не их худосочных потомков, как это официально считается. О Капелле Медичи сразу нужно сказать, что самые удачные фотографии не могут заменить личное присутствие в Капелле. Это касается не только ауры и общей атмосферы, но и каждой отдельной статуи. При этом очевидно, что все три женские статуи Утра, Ночи и Мадонны доминируют в Капелле, создают в ней магический треугольник, внутри которого замирает сердце и учащается дыхание любого человека.
    Мне посчастливилось быть в Капелле на протяжении последних 12 лет многие десятки раз и в общей сложности я провел там не менее суток, из них несколько часов в одиночестве, когда в Капелле не было ни одного туриста.
    Магию, волшебство, невероятность впечатлений описать очень трудно. Сходство образов Утра и Ночи дополнилось в моем восприятии сходством их обеих, особенно Утра с образом Мадонны.
    Несколько знакомых художников побывали по моей просьбе в Капелле и подтвердили сходство. В произведение искусства нужно внимательно всматриваться. Их смысл может раскрыться от жара наших глаз. Первоначальный смысл или смыслы сознательно вложил сам скульптор, что-то он мог вложить и подсознательно. Разгадка может быть одна, их может быть множество. В середине 20 века в искусствоведении получила развитие школа «пристального наблюдения», которая считает более правильными выводы, основанные на непосредственном наблюдении произведения искусства, без зашоренности предыдущими общепринятыми воззрениями о стиле и т.д. Первой концепцией, возникшей в связи со сходством женских образов, была весьма дерзкая мысль, что Микеланджело в статуе Утра, на которую при хорошем восходе с утра падают прямые солнечные лучи, изобразил непорочное зачатие. Ведь лицо Утра совсем не обязательно изображает тяжелое пробуждение (как при рождении или выходе из ночного сна), а наоборот, ту плотскую истому удовлетворяемого желания, которую ни с чем спутать невозможно. Такое прочтение статуи имеет видимые основания. В новейшем английском исследовании о статуе «Утро» сказано так: ««Утро» предлагает себя в первый раз. Она или просыпается, или находится в состоянии эмоционального дурмана».
    В рамках этой концепции статуя Ночи – это образ Девы Марии, истерзанной страданиями распятия и заснувшей тяжелым, но уже спокойным сном после Вознесения Христа.
    Известно, что когда Вазари через десятки лет спросил в письме к Микельанджело о замысле, который тот вложил в Капеллу Медичи, пожилой уже скульптор ответил, что не помнит. Одновременно, он по памяти нарисовал эскиз своего замысла лестницы Библиотеки Лауренциано. Последний факт ставит под вопрос правдивость ответа о замысле Капеллы. Что же хотел скрыть Микеланджело? Все же концепция об изображении обнаженной Девы Марии и сцены непорочного зачатия кажется слишком смелой. Кроме того, она не имеет прямого научного подтверждения в известных нам искусствоведческих работах.
    Поэтому мне хотелось бы изложить концепцию, появившуюся позже, но имеющую серьезное, хотя и косвенное научное обоснование. Мой любимый скульптор – Микеланджело, мой любимый художник – Боттичелли. В его зале в Галлерее Уффици, мне кажется, нетрудно заметить, поскольку картины расположены рядом, что голова Венеры с картины «Рождение Венеры» используется для, как минимум, двух Мадонн на других картинах Боттичелли. Кажется, нетрудно заметить, что обнаженная фигура на картине «Клевета» (кстати, последняя в творчестве Боттичелли) напоминает несколько деформированный и постаревший образ Венеры из «Рождения Венеры». Я это видел, но смог осмыслить только после знакомства с книгой известного английского искусствоведа, Директора Лондонской национальной галереи Кеннета Кларка. Оказывается, Боттичелли впервые в истории христианской живописи использовал голову обнаженной натуры на другой картине для создания образа Мадонны.
    Кеннет Кларк пишет: «Ту же голову Боттичелли использовал для своих Мадонн, и это по началу даже несколько шокирующее обстоятельство являет, если поразмыслить, вершину человеческого разума, сияющего в чистой атмосфере воображения. То, что голова нашей христианской богини, со всей ее чуткой способностью понимать и тончайшей внутренней жизнью, может быть водружена на нагое тело и при этом не возникает никакого диссонанса, и есть высший триумф Небесной Венеры.»
    Но ведь то же самое можно и нужно сказать о статуях «Утра» и Мадонны в Капелле Медичи.
    Но оставим на мгновенье эту мысль, чтобы вернуться к объяснению статуи «Ночи», а также продолжить параллель с Ботичелли. Последней нагой женской фигурой, изображенной в творчестве Ботичелли стала фигура, условно называемая «Истиной» на картине «Клевета». Кеннет Кларк особо отмечает сходство Венеры и Истины из картины «Клевета». Он пишет: «На первый взгляд она напоминает Венеру, но практически везде плавность нарушена. Вместо классического овала фигуры Венеры ее руки и голова образуют зигзагообразный ромбовидный средневековый узор. Длинная прядь волос, обвивающая ее правое бедро, нарочно отказывается повторить его форму. Рисунок Боттичелли был твердым и изящным, но в каждом изгибе чувствуется полный отказ от трепета наслаждения…».
    Отметив сходство, не пошел дальше и не попытался эту триаду – Венера – Мадонна – Истина (Мудрость) связать воедино единством замысла художника. Возможно, потому что все работы создавались в разное время с разрывом в годы и десятилетия.
    Наша вторая концепция исходит из того, что Микеланджело воссоздал в Капелле Медичи эту же триаду Ботичелли.
    Здесь хотелось бы остановиться и лишний раз подчеркнуть крайнюю субъективность любого, в том числе и очень авторитетного суждения об этой статуе Микельанджело. Оно решительно не совпадает не только с моим мнением, но и с мнением большинства людей, видевших статую. Например, другой английский историк Antony Hughes пишет, что современники Микельанджело воспевали фигуру «Ночи» за ее прелесть.
    Важно напомнить, что Микеланджело создавал Капеллу Медичи как единое целое и приступил к этой работе почти в 50 лет, будучи признанным в Риме номер один скульптором и живописцем. В Риме, но не во Флоренции. Здесь в живописи все еще царил Боттичелли. Микельанджело не мог не знать, не заметить, не чувствовать вышеуказанную триаду Боттичелли, а может быть, и довольно точно знать ее смысл и значение, как от самого Боттичелли, так и от его современников.
    Кроме того, Боттичелли был главным медицейским художником, любимцем семьи Медичи, успевшим в своей картине завпечатлеть самого Козимо, его сына Пьетро, внуков Лоренцо (будущего Великолепного) и Джулиано (убитого в заговоре Пацци), весь основной состав Платоновской Академии. Даже после отстранения Медичи от власти они продолжали оказывать Боттичелли материальную помощь.
    «Рождение Венеры», как правило, увязывают с неоплатоническими идеями, зачастую со стихотворением Полициано и идеями Фичино, – известных ученых Платоновской Академии. Среди возможных консультантов Микеланджело в период работы над Капеллой указывают самого известного ученика Фичино, который мог разъяснять ему те же идеи, что ранее разъяснялись неоплатониками самому Боттичелли. Известно, что Микеланджело и Боттичелли ранее встречались и могли обмениваться идеями.
    В нашумевшей книге “Код да Винчи” американский писатель Дэн Браун придумывает как достоверный факт, что в соответствии с письменными материалами, найденными в Парижской Национальной библиотеке, среди членов Приората Сиона, который исповедовал смешавшуюся с ранним христианством древнюю религию Природы-Матери, был и Сандро Боттичелли. Даже, если Дэн Браун что-то преувеличил, его мысль как гипотеза совпадает отчасти с мнением ряда ученых, которые пишут, что Боттичелли сам был философом, производящим идеи, и не так уж нуждался в ученых советчиках.
    Искусствовед Антонио Паолуччи пишет, что Боттичелли был наиболее интеллигентным свидетелем и интерпретатором современной ему элиты и имел наилучшую позицию для понимания духа своего времени.
    Известный историк Раскин в своей лекции 1874 года охарактеризовал Боттичелли как «самого ученого теолога, самого лучшего художника и самого приятного в общении человека, которого когда-либо произвела Флоренция».
    Проще говоря, можно не сомневаться, что триада Боттичелли: Венера – Мадонна – Истина (Мудрость), а скорее другой образ Афродиты, что эта триада не была случайной.
    В книге «Живопись 15 столетия» немецкие авторы пишут о родственности образов Венеры и Мадонны в творчестве Боттичелли. «В период Ренессанса популярным было изображение рядом двух Венер, одна из которых отображала Священную любовь, а вторая – Земную любовь.», - пишет английский автор.
    Микельанджело не мог не знать и не видеть триаду Боттичелли. То, что в своих образах женских статуй Капеллы Медичи вдохновлялся Боттичелли видно по его рисункам женской натуры из Casa Buonarotti. В этих рисунках, по мнению искусствоведов, прослеживается прямая связь с портретом Симонетты Виспуччи, которая была, в свою очередь, «моделью» Боттичелли.
    Но, по всей видимости, главным для Микельанджело было на деле реализовать и довести до победы тот спор о живописи и скульптуре, который когда-то возник у него с Леонардо де Винчи. Он изобразил свое «Рождение Венеры», голову которой уже успели, в отличие от картины Боттичелли, укрыть платком. Волосы, развевающиеся на ветру, позволяют Боттичелли оставить лицо Венеры отвлеченным и почти равнодушным. А Микеланджелло в мраморе сумел выразить у Венеры – «Утра» все мимикой лица. Левая нога его Венеры «Утра» утопает в субстанции, которую иначе чем морской пеной не назовешь.
    Профессор Университета Карнеги Меллон (Питтсбург, США) госпожа Эдит Балас привела в своей книге «Новая интерпретация Капеллы Медичи» убедительные доказательства того, что фигуру «Ночи» можно и нужно отождествить с близнецом Венеры богиней Афродитой, которая означает мудрость, вечность и покой, в отличие от общепринятой трактовки образа Венеры-Афродиты, как богини любви и плотского наслаждения.
    Мрамор лица своей Мадонны в Капелле Медичи скульптор, творивший в эпоху после Савонаролы, не отшлифовал, чтобы не так заметным было сходство ее образа с образом рождающейся Венеры и ее близнеца Венеры-Афродиты, которая тесно свзана с общеизвестными именами богинь Иштар, Астарте, Кибела как великой женской Богини Матери.
    Триада, которую Боттичелли выстрадал в течение 10 лет своей творческой жизни («Рождение Венеры» 1484, Мадонна – 1487 год и, наконец, “De Calumny” – 1495) была воссоздана Микеланджело также в течение примерно 10 лет работы над статуями Капеллы Медичи. Сравнение и обсуждение многих деталей, связанных с триадами Боттичелли и Микельанджело не помещается в рамках небольшого очерка, и будет подробно описано в готовящейся сейчас книге «Загадки Капеллы Медичи».

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Нашествие короткого метра ¦  Технология тумана ¦  ИРИНА БОГУШЕВСКАЯ. ДВА ВЕЧЕРА. ДВЕ РАЗНЫХ ПРОГРАММЫ
Rambler's Top100    Rambler's Top100