Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 5(96)
Политика есть, стратегии нет

    Как всегда это бывает осенью, в правительстве и в Думе разворачивается активная дискуссия по поводу государственной политики на 2006 год. Бюджет на следующий год уже направлен в парламент и именно его окончательная версия будет отражать тот компромиссный вариант действий, на котором сойдутся чиновники.
    Дебаты в этом году разворачиваются по ставшему уже обычным в последнее время сценарию - спор идет вокруг использования стабилизационного фонда, о том нужно ли это делать вообще и если да, то в каких масштабах. Запущенный с начала 2004 года за год он достиг (в значительной степени благодаря делу Юкоса и "продаже" Юганскнефтегаза на аукционе за долги) 26 млрд долларов, то есть суммы, которая позволяла профинансировать два года платежей по внешнему долгу. Темпы накопления финансового резерва почти в два-три раза превысили первоначальные ожидания, в результате чего ряд представителей партии "Единая Россия" начали настаивать на увеличение государственных расходов. Осенью 2004 года Министерству Финансов удалось отчасти ограничить аппетиты депутатов, мотивируя свою жесткость необходимостью досрочных погашений долга и неопределенной ситуацией на мировом рынке нефти. Однако, этой осенью министру финансов Алексею Кудрину все труднее находить аргументы для своей позиции.
    В первую очередь в пользу частичного использования стаб.фонда интерпретируется динамика нефтяных цен. Согласно последним публикациям мировых институтов и агентств цены на нефть продержатся на уровне 70-80 долларов за баррель в ближайший год, что для России означает значительное превышение фактических поступлений в бюджет по сравнению с запланированными. Бюджет на 2006 год рассчитан на основе средней цены на нефть в 40 долларов за баррель по сравнению со средней ценой в этом году в 48 долларов. И даже при таком консервативном прогнозе стабилизационный фонд в конце 2006 года прогнозируется на уровне 80 млрд долларов, так что при ценовом диапазоне в 70-80 долларов за баррель в фонде накопятся все 100 млрд долларов. Это означает, что объем фонда не только сравняется с размером внешнего долга России (к концу 2006 года он составит 80 млрд долларов), но и покроет половину из 40 млрд долларов внутренних обязательств российского правительства. Так что долговая проблема будет решена автоматически и размер фонда многим кажется даже излишним.
    Одновременно, многие в правительстве серьезно обеспокоены затуханием экономического роста и повышение расходом бюджета рассматривается как самый простой способ поддержать ряд отраслей промышленности. Именно необходимость использовать бюджет для стимулирования экономики заставила включить в проект бюджета на следующий год так называемый инвестиционный фонд в размере 2.5 млрд долларов. То есть средства, которые государство сможет выделять на финансирование проектов в реальном секторе. Указанная сумма, однако, очень мала и многие хотели бы ее увеличить, особенно заинтересованы в этом представители крупного бизнеса, которые рассчитывают использовать эти средства в своих интересах. Всем памятно недавнее предложение Олега Дерипаски использовать средства инвестиционного фонда для активизации строительства Богучанской ГЭС.
    Третьим серьезным аргументом в пользу повышения расходов бюджета является желание угодить электорату. Индексация пенсий и зар.плат как никогда часто обсуждаются сейчас и по всей видимости находят поддержку у президента, который улавливает недовольство населения и хотел бы переломить это состояние.
    Все поползновения эти по росту расходов в значительной степени пресекаются Министерством Финансов. Мотивация, как это ни странно, проста - его представители, включая министра, не видят достойных целей, на которые можно было бы использовать дополнительные расходы. Социальные выплаты чреваты ростом инфляции, а Алексей Кудрин не хочет быть виновником удорожания уровня жизни. Не хочет он и чтобы средства инвестиционного фонда были потрачены нецелевым образом, что вполне может произойти, если тендеры на проекты будут фиктивными и средства получат олигархи. Но сторонники увеличения трат сейчас явно усиливаются - об этом свидетельствует встреча Алексея Кудрина с аналитиками финансового рынка, которую министр организовал для мобилизации общественного мнения на борьбу с желающими растратить финансовый резерв.

Требуется экономическая программа
    Захватывающая борьба с привлечением аналитиков, президента, общественного мнения и разве что не Господа Бога в значительной степени отодвинула на задний план основной вопрос по поводу происходящего - ради чего это делается. Сложившаяся патовая ситуация между враждующими лагерями в правительстве не решена в течение такого длительного времени по одной простой причине - в силу отсутствия стратегии экономического развития. Любая экономическая программа, любая концепция включает в себя определение ключевых целей и описание компромиссов, то есть определяет чем можно пожертвовать и ради чего. В России же правительство вынуждено считать приоритетными противоречащие друг другу цели. Например, декларируется необходимость поддержать экономический рост через бюджетную политику, но при этом обязательно нужно контролировать инфляцию. Другой пример - Россия старательно приближает час вступления в ВТО, но при этом все еще задумывается о механизмах поддержания внутренних производителей. Все говорят о необходимости поднимать тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но когда это приводит к росту цен, начинают хвататься за голову.
    И экономический рост, и инфляция, и стабилизационный фонд к настоящему времени стали ценностями сами по себе. Удобно измерять эффективность своей деятельности по двум-трем цифрам, приводимым статистикой, но это полезно только в целях удержаться в своем кресле. Очевидно, например, что за нежеланием Министра Финансов профинансировать инвест.проекты засчет бюджетных средств кроется банальное неверие в то, что тендеры можно будет организовать честно и что эти средства не разворуются. Проблема, таким образом, опять сводится к борьбе с коррупцией и необходимостью создать эффективно работающую государственную систему. Именно это, а не обсуждение того, кто прав - Кудрин или Греф - и должно стать приоритетным направлением работы правительства.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Перспективы экономики Еврозоны постепенно улучшаются, но... ¦  Кудрин: «Высокие цены на нефть затаскивают нас в болото» ¦  ОБСЕ отметили 30-летний юбилей
Rambler's Top100    Rambler's Top100