Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 5(50)
Тщетная предосторожность
Один из самых популярных балетов ХХ века поставлен в Большом театре

    У балета Луи Герольда «Тщетная предосторожность», созданного знаменитым английским хореографом сэром Фредериком Аштоном, счастливая судьба.
    Феерическая премьера состоялась в Ковент-Гардене в 1962 году, и с тех пор четыре десятилетия балет с огромным успехом идет на сценах лучших театров мира. Теперь он украсил репертуарную афишу Большого театра, который взял «Тщетную предосторожность» в аренду на три года.
    Для постановки балета в Москву прибыли балетмейстер-постановщик, экс-премьер Королевского балета, наследник прав на «Тщетную предосторожность» Александр Гранд и бразильский балетмейстер-репетитор, специалист по записи танцевальных движений Эмилио Мартинс. Они и репетировали с артистами первой сцены России комический балет английского стиля, классический язык которого сочно «сдобрен» непривычными нюансами и полутонами. Постановщики по-английски старательно и дотошно помогали московским артистам освоить традиции английского танца. Освоение прошло весьма успешно.
    Жанр комедии в балете раритетен. Москва последних десятилетий видела только две классические балетные комедии: «Укрощение строптивой» Крэнко в Большом театре и веселый балет Петипа «Привал кавалерии» в театре «Кремлевский балет».
    Комическая «Тщетная предосторожность» – балет незамысловатый, трогательный и очень искренний. Пасторальное действие разворачивается во французской деревне. Очаровательная пейзанка Лиза мечтает выйти замуж за деревенского соседа Колена, а ее мать, вдова Симона, хочет выдать дочь за богатого дурака. Вот такая вариация расхожего, старого, как мир, сюжета.
    В интригующих любовных похождениях главных героев участвуют нарядные румяные пейзане. Важными атрибутами действия становятся скошенные снопы сена и блестящие серпы, ленты, платки и маслобойка. Игриво танцуют чванливый петух и забавные курочки, выходит на сцену живой пони, а парадное место в интерьерах хозяйского дома занимает портрет любимой буренки. Комический эффект не только в этих «простонародных» деталях, выведенных на подмостки, которым более привычны волшебные палочки фей, лебединые оперенья и полеты волшебников. Элементы пародий на заштампованные фрагменты классики введены в танцевальный язык.
    Сами танцы – разнообразны и энергичны. Аштон «украсил» их красивыми и необычными движениями. Под неизменные аплодисменты проходит сцена ленточной карусели. По центру стоит балерина в красивом и гордом арабеске, держа высоко над головой шелковые ленты, концы которых – в руках стремительно бегущих по кругу танцовщиц.
    С затейливой хореографией замечательно справляются солисты. Премьеру готовили молодая звезда Большого театра Светлана Лунькина и известный премьер Сергей Филин. После блистательно прошедшей генеральной репетиции Светлана Лунькина рассказала корреспонденту газеты: «В процессе репетиций я видела, что для Александра Гранда чрезвычайно важно выдержать каждую мелочь. Он по много раз поправлял положение головы, склоненной на сантиметр ниже, руки, поднятые чуть выше заданного положения. Нам, честно говоря, непривычно танцевать некоторые мелкие движения, которые у Аштона делаются не с мыска, как мы привыкли, а с пятки. Манера этого спектакля строится на сочетании сдержанности движений и эмоциональной открытости. Радость должна передаваться через спокойствие. Это чрезвычайно интересно, но непривычно и сложно».
    Перед премьерой не обошлось без неприятностей. Сергей Филин за несколько часов до поднятия занавеса повредил ногу. И в первый состав вырвались Нина Капцова и Андрей Болотин, для которого Колен стал первой большой партией. Они, видимо, не успели растеряться и испугаться, и станцевали отлично: легко, элегантно и надежно. Открытие спектакля – работа Геннадия Янина. Он танцует комически-водевильного героя, трогательного местного дурачка – того самого незадачливого претендента на руку Лизы. Сколько задора, изобретательности и легкости в исполнении сложнейших движений, многие из которых граничат с трюками! По традиции партию мамаши Симоны танцует мужчина. Вдова в исполнении Александра Петухова неуловимо балансирует на грани смешного комикования и наивного серьеза. Игровой танец-чечетка в сабо становится трогательным смысловым центром образа.
    Художественный руководитель балета Большого театра Борис Акимов на пресс-конференции, предваряющей премьеру, сказал, что репертуару Большого театра не достает детского балета. Но назвать искрометную «Тщетную предосторожность» исключительно детским балетом, невозможно. До слез смеются родители – ничуть не меньше, чем их дети.
    Самый популярный балет двадцатого столетия продолжает победоносный марш по миру. К счастью, опасения тех, кто считал, что в «Тщетной предосторожности» проступят «нафталин» и скука, не оправдались…

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Кино умерло ¦  Искусство женского рода ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100