Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 6(51)
Дом для великанов Третьего рейха

    Музей архитектуры им. Щусева представил выставку, претендующую на звание сенсации.
Из своих бездонных закромов музей достал нечто неожиданное – трофейные фотографии архитектуры Третьего рейха. Точнее, — одного здания – Рейхсканцелярии, построенной в 1939 и полностью разрушенной в1945 во время штурма Берлина.
    Выставка проходит в рамках серии “Год Марии Рогозиной”. Эта серия не предвещала никаких резких поворотов, но седьмая выставка нарушила спокойную смену исторически-ностальгических экспозиций. Фотографии Рейхсканцелярии, сделанные сразу после постройки, ранее никогда не выставлялись. Подобные экспонаты не получается рассматривать только как архитектурные виды: мощная инфернальная сущность этого строения проступает со всей очевидностью. При этом эстетика неоклассической архитектуры грандиозных нечеловеческих масштабов оказывается очень притягательной. Выставка – своего рода тест на историческую память и чувство эпохи: заслонит ли эстетическая сторона восприятия историческую. Однако и в образном строе Рейхсканцелярии выявляется тот конгломерат идей, который поддерживал все здание Третьего рейха: обилие изображений из языческой мифологий, вроде устрашающих валькирий и всякой нечисти; или обнаженный меч, инкрустированный на столе фюрера и призванный устрашать дипломатов из других стран – все в духе пангерманской идеи.
    Здание было построено за один год на месте старой рейхсканцелярии. Автор нового имперского символа Альберт Шпеер (1905-1981), занял положение главного архитектора Третьего рейха после смерти Людвига Трооста (1878-1934 г.) в том же году, когда умер Рейхспрезидент фон Гинденбург, и Гитлер получил неограниченную власть.
    “Старую рейхсканцелярию, в которую он въехал 30 января 1933 г., он считал “пригодной для мыловаренного концерна”, но отнюдь не для могущественной империи. Он желал здания в 70 раз более крупного. Общая площадь новых сооружений должны была составить 1 450 000 кв. м. Это дает представление о масштабах, в которых развивалась мегамания Гитлера”, — говорит Шпеер в своих воспоминаниях. В конце января 1938 г. ему было поручено строительство новой Рейхсканцелярии. Гитлер говорил: “лично я вполне удовольствовался бы маленьким скромным домиком в Берлине. У меня достаточно власти и авторитета, для поддержания их мне вовсе не нужен подобный размах”. “Заботился” же Гитлер о своих преемниках, которым нужна будет такая поддержка в виде имперских сооружений, ведь фюрер полагал, что преемники, конечно, будут ничтожествами по сравнению с величием его личности, а “подобные залы с великим историческим прошлым возносят даже ничтожного преемника на исторический уровень. Вот потому мы должны достроить все это при моей жизни, чтобы я успел здесь пожить, чтобы мой дух освятил это здание традицией”.
    Строили в спешке, заказывая строительные блоки, не имея еще четкого проекта. Ковры ручной работы для залов были заказаны тоже заранее, поскольку на их изготовление требовалось наибольшее количество времени. А потом архитектурные параметры, размеры залов привязывали к размерам заказанных ковров. Однако построили. В срок, даже чуть раньше срока – на 48 часов опередив график. Выложившихся рабочих провели по отделанным залам и лестницам, чтобы поразить подавляющей имперской мощью. На снимках видно, что человеческие фигурки просто теряются в помещениях гигантских пропорций, на фоне дверных проемов, предназначенных для великанов, рядом с громадными столами.
    Строили на века, но запаса величия хватило на шесть лет, пока самолеты союзников не добрались до Берлина и не разбомбили сердце Империи, а из остатков не сделали монумент Воину-Освободителю в Трептов-парке.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Юбилей великого режиссера ¦  Дефицит «Оскаров» ¦  Моцарт и Сальери: соревнование продолжается ¦  Как подыскать пару Эйфелевой башне ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100