Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 10(55)
Бессмертие цивилизаций

    Выставка египетских древностей открылась в Музее изобразительных искусств им Пушкина.
    Экспозиция, организованная при помощи Внешэкономбанка, называется “Путь к бессмертию” и продолжает публичную инвентаризацию, последовательно проводимую ГМИИ: музейные отделы один за другим выставляют свои запасники, последним был гравюрный кабинет, теперь очередь за египетской коллекцией. Подготовка к выставке активизирует все музейные процессы: срочно пишутся научные работы, проверяются атрибуции, реставраторы спешно закрепляют все, что может развалиться, вся коллекция осматривается внимательным и строгим взглядом – скоро парад. По закону жанра к такой выставке издается каталог, который сам по себе событие – он суммирует все знания музейщиков о своей коллекции.
    Все экспонаты местные – из музейных подвалов. Оказалось, что египетская коллекция ГМИИ впервые выставляется в таком объеме. И, хотя по количеству экспонатов и общему уровню собрание уступает Каирскому музею, Метрополитен музею, Лувру, музеям Берлина, Вены и Лондона, но зато у московской коллекции есть одна особенность. Изначально коллекция собиралась специалистами, а не просто богатыми коллекционерами, как было во всем мире.
    Собрание знаменитого русского египтолога, востоковеда В.С. Голенищева, приобретенное в 1909 году, составило костяк египетской коллекции ГМИИ. На протяжении ХХ века музей приобретал или получал в дар коллекции других российских ученых-египтологов. Отсюда специфика собрания – в нем, может быть, не очень много шедевров, но все периоды египетского искусства представлены весьма качественно, а коллекция изначально систематизирована.
    Египетских вещей в ГМИИ около десяти тысяч. Выставлена пятая часть – две тысячи шестьдесят пять. Таких выставок египетских памятников никогда не было в музее, большинство вещей экспонируются впервые.
    По замыслу организаторов выставки, в одном из помещений современному зрителю представляется как бы препарированная гробница. Экспонаты разных времен показывают содержание среднестатистической гробницы, ее инвентарь и убранство. Здесь саркофаг, мумия, статуи, рельефы, маленькие фигурки-ушепти. На “стенах” гробницы – ложная дверь, через которую душа умершего могла уходить из гробницы и возвращаться обратно, по бокам от входа – страницы Книги Мертвых – главного документа загробных верований египтян. Идея бессмертия существовала с древнейших времен у разных народов, но в Древнем Египте она приобрела особо отточенную форму. Переход человека в жизнь после жизни был окружен целой погребальной индустрией. Колоссальная по размерам и сложности архитектура, изысканные предметы культа, живопись и рельефы наряду с магическими формулами и заклинаниями должны были обеспечить умершему достойное существование за порогом смерти.
    Время не смогло разрушить пирамиды, но предметная составляющая древней египетской культуры стала мировым достоянием и распылилась по музейным собраниям на разных континентах. Сакральные предметы превратились в артефакты, путь к бессмертию – в название выставки. От цивилизации остались только экспонаты. Часть из них выставлена в музее на Волхонке.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
“Знаменитые русские о…” ¦  Фестиваль старинной музыки ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100